МЕНЮ САЙТА
  • Сад и Огород
  • ВВЕДЕНИЕ



  • НЕОБХОДИМЫЕ СВЕДЕНИЯ
  • Роль почвы в выращивании растений
  • Состав почвы
  • Структура почвы
  • Анализ почвы
  • Как взять пробу почвы
  • Типы почв и меры по их улучшению
  • Уровень кислотности почвы
  • Известкование почвы
  • Почва —- живой организм
  • Питательные вещества в составе почвы

  • Удобрения: виды и способы применения
  • Органические удобрения
  • Сидерация как способ удобрения почвы
  • Компост
  • Приготовление компоста
  • Процесс компостирования
  • Сбор и подготовка материала
  • Оборудование места для компоста
  • Подготовка площадки и закладка компоста
  • Особые формы компостирования
  • Мероприятия при компостировании
  • Добавки при компостировании
  • Минеральные удобрения
  • Комплексные удобрения
  • Микроудобрения
  • Стимуляторы роста
  • Практика внесения удобрений

  • Основные способы обработки и подготовки почвы
  • Перекопка
  • Разравнивание
  • Рыхление
  • Мульчирование
  • Мульчирование органическими материалами
  • Практика мульчирования
  • Дренирование
  • Выбор культур и места посадки: Формирование микроклимата сада

  • Разведение растений
  • Семена
  • Заготовка семян
  • Проверка семян на всхожесть
  • Подготовка посевного материала
  • Посев семян в открытый грунт
  • Выращивание рассады
  • Посев семян для рассады
  • Пикировка сеянцев
  • Подкормка рассады
  • Закаливание рассады
  • Посадка рассады

  • Размножение растений
  • Вегетативное размножение плодовых растений
  • Вегетативное размножение травянисты и декоративных расгений
  • Размножение корневыми черенками

  • Посадка деревьев и кустарников
  • Хранение саженцев
  • Пересадка деревьев и кустарников
  • Посадка хвойных и вечнозеленых растений
  • Посадка многолетних травянистых растений

  • Полив растений
  • Вода для полива
  • Правила и принципы полива
  • Приспособления для полива

  • Защита сада от вредителей и болезней
  • Основные вредители и болезни садовых культур
  • Химические средства защиты растений
  • Нормы расхода химических препаратов
  • Естественная защита сада
  • Профилактика заболеваний и поражений вредителями
  • Обработка культур защитными растительными препаратами
  • Приготовление и использование растительных препаратов
  • Защитные растительные препараты
  • Механические методы борьбы с вредителями
  • Биологические методы борьбы с вредителями
  • Привлечение в сад полезных организмов
  • Роль полезных насекомых в защите сада
  • Биотехнические мероприятия

  • Оформление сада
  • Назначение сада и принципы его организации
  • Некоторые принципы оформления

  • Элементы оформления участка
  • Ограды
  • Живые изгороди
  • Создание живой изгороди
  • Посадка
  • Уход
  • Дорожки
  • Типы дорожек
  • Лестницы
  • Сооружение лестниц
  • Подпорные стенки
  • Террасы
  • Перголы, арки, шпалерники, трельяжи
  • Беседки и павильоны
  • Скамейки
  • Садовая скульптура
  • Декоративные водоемы

  • ПЛОДОВЫЕ КУЛЬТУРЫ
  • Некоторые сведения из истории садоводства: Культура выращивания садов
  • Выращивание плодовых культур
  • Классификация плодовых культур
  • Выбор участка для посадки
  • Окультуривание почв
  • Кислотность почвы
  • Известкование почвы

  • Планировка плодового сада
  • Обработка почвы в плодовом саду
  • Посадка плодовых деревьев

  • Влияние факторов внешней среды на развитие растений
  • Тепло
  • Защита сада от весенних заморозков
  • Свет
  • Влага и полив
  • Воздух
  • Питательные элементы: Внесение удобрений
  • Подготовка плодовых культур к перезимовке: Уход за поврежденными морозом деревьями
  • Пересадка взрослых деревьев
  • Сбор и хранение плодов
  • Вредители и болезни плодовых и ягодных культур
  • Вредители яблони и груши
  • Болезни яблони и груши
  • Вредители сливы, вишни и черешни
  • Болезни сливы, вишни и черешни
  • Вредители смородины и крыжовника
  • Болезни смородины и крыжовника
  • Вредители малины
  • Болезни малины
  • Вредители земляники
  • Болезни земляники
  • Прививка плодовых деревьев
  • Прививка плодовых растений
  • Размножение подвоев
  • Окулировка
  • Окулировка в Т-образный разрез
  • Окулировка щитком вприклад
  • Копулировка
  • Прививка клином
  • Прививка за кору
  • Перепрививка взрослого дерева

  • Обрезка плодовых деревьев и кустарников
  • Строение плодового дерева
  • Виды побегов и почек
  • Возрастные периоды в жизни плодовых деревьев
  • Виды обрезки
  • Приемы обрезки
  • Укорачивающая обрезка
  • Обработка поврежденных мест
  • Сроки проведения обрезки
  • Приемы, сопутствующие обрезке
  • Габитус дерева и формирование кроны
  • Формовое садоводство
  • Простая U-образная пальметта
  • Двойная U-образная пальметта
  • Горизонтальный одноплечий кордон
  • Двуплечий двухъярусный горизонтальный кордон
  • Вертикальный кордон
  • Волнистый кордон
  • Вееровидная пальметта
  • Веерообразная пальметта
  • Гаагская шпалера
  • Бельгийская шпалера
  • Итальянская пальметта

  • Семечковые плодовые культуры
  • Яблоня
  • Груша
  • Айва
  • Рябина обыкновенная

  • Косточковые плодовые культуры
  • Вишня
  • Вишня войлочная
  • Черешня
  • Слива
  • Абрикос
  • Персик и нектарин

  • Ягодные культуры и виноград
  • Черная смородина
  • Красная и белая смородина
  • Малина
  • Ежевика
  • Крыжовник
  • Облепиха
  • Кизил
  • Шиповник
  • Арония черноплодная
  • Калина обыкновенная
  • Жимолость съедобная
  • Барбарис
  • Актинидия
  • Земляника
  • Ирга
  • Клюква крупноплодная
  • Брусника
  • Голубика высокорослая
  • Йошта
  • Виноград

  • Орехоплодные культуры
  • Грецкий орех
  • Лещина
  • Фундук

  • ОВОЩНЫЕ КУЛЬТУРЫ
  • История возникновения и развития овощеводства: Культура разведения овощей
  • Классификация овощных культур: Редкие овощные растения
  • Питательная ценность овощей
  • Условия роста овощных культур
  • Тепловой режим
  • Световой режим
  • Воздушный режим
  • Водный режим
  • Элементы питания
  • Некоторые сведения об использовании удобрений
  • Проблема нитратов
  • Кислотность почвы
  • Обработка почвы
  • Формирование гряд
  • Подбор и размещение культур
  • Размножение овощных культур
  • Семеноводство
  • Качество семян
  • Подготовка семян к посеву
  • Выращивание рассады
  • Посев в открытый грунт
  • Вегетативное размножение
  • Некоторые агротехнические приемы ухода за растениями
  • Защищенный грунт и его виды

  • Заболевания овощных культур
  • Болезни картофеля
  • Болезни капусты и капустных корнеплодов
  • Болезни свеклы
  • Болезни моркови, сельдерея и пастернака
  • Болезни огурца, тыквы, кабачка и патиссона
  • Болезни помидора
  • Болезни лука

  • Вредители овощных культур
  • Вредители картофеля
  • Вредители капусты и капустных корнеплодов
  • Вредители свеклы и моркови
  • Вредители лука и чеснока
  • Вредители помидора, перца и баклажана
  • Вредители огурца, кабачка и тыквы
  • Сбор урожая и хранение овощей: Условия хранения овощных культур
  • Картофель
  • Капустные овощные культуры

  • Корнеплоды и клубневые овощи
  • Козелец
  • Морковь
  • Пастернак
  • Редис
  • Редька
  • Репа
  • Свекла столовая
  • Топинамбур

  • Луковые культуры
  • Лук-батун
  • Лук многоярусный
  • Лук-порей
  • Лук репчатый
  • Лук-слизун
  • Лук-шалот
  • Чеснок
  • Шнитт-лук

  • Плодовые овощные культуры
  • Артишок
  • Баклажан
  • Боб овощной
  • Горох овощной
  • Кабачок
  • Кукуруза сахарная
  • Лагенария
  • Огурец
  • Патиссон
  • Перец
  • Помидор
  • Тыква
  • Фасоль обыкновенная

  • Зеленные овощные культуры
  • Валерианелла
  • Кресс-салат
  • Мангольд, или листовая свекла
  • Ревень
  • Салат-латук
  • Спаржа
  • Фенхель
  • Цикорий салатный
  • Шпинат
  • Щавель
  • Эндивий и эскариол

  • ЗЕЛЕНЬ И ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ
    Сведения о травах в истории и науке
  • История разведения зелени и трав
  • Строение трав
  • Активные вещесгва в составе растений
  • Методы анализа растений
  • Ароматические растения
  • Несколько слов об ароматотерапии
  • Лекарственные травы и самолечение

  • Травы в саду
  • Планирование
  • Местоположение
  • Размещение растений
  • Разведение растений
  • Уход за растениями
  • Внесение удобрений и полив
  • Защита растений
  • Продление вегетационного периода
  • Перезимовка растений
  • Типичные ошибки
  • Оформление травяного садика
  • Травы на балконе и террасе
  • Травы в комнате на окне
  • Сбор растений
  • Хранение зелени и трав
  • Зелень и травы в кулинарии
  • Зелень и травы в медицине
  • Природная косметика

  • Рецепты природной косметики
  • Маски для лица
  • Травяные кремы
  • Травяные лосьоны
  • Травяные эмульсии
  • Травяные примочки
  • Травяные ванночки
  • Уход за волосами
  • Сувениры из трав
  • Обзор целебных растений
  • Алоэ древовидное
  • Алтей лекарственный
  • Анис
  • Арника горная
  • Базилик обыкновенный
  • Бедренец
  • Валериана лекарственная
  • Вербена лекарственная
  • Горчица белая и черная
  • Девясил высокий
  • Душица обыкновенная
  • Дягиль лекарственный
  • Зверобой продырявленный
  • Змееголовник
  • Золототысячник обыкновенный
  • Иссоп лекарственный
  • Календула
  • Кориандр посевной
  • Коровяк
  • Котовник
  • Крапива двудомная
  • Кресс-салат
  • Кресс водяной, или колодезный
  • Кровохлебка малая
  • Купырь
  • Лаванда лекарственная
  • Лавр благородный
  • Любисток лекарственный
  • Майоран садовый
  • Мальва лесная
  • Мать-и-мачеха
  • Мелисса лекарственная
  • Монарда двойчатая, или индейская крапива
  • Мята перечная
  • Настурция большая
  • Огуречник
  • Окопник лекарственный
  • Очиток большой
  • Первоцвет лекарственный
  • Перец стручковый
  • Петрушка огородная
  • Подорожник большой
  • Полынь горькая
  • Полынь обыкновенная, или чернобыльник
  • Портулак огородный
  • Пустырник сердечный
  • Розмарин лекарственный
  • Ромашка аптечная
  • Рута душистая
  • Сельдерей пахучий
  • Тимьян обыкновенный
  • Тмин обыкновенный
  • Тысячелистник обыкновенный
  • Укроп пахучий
  • Хрен деревенский
  • Чабер садовый
  • Череда трехраздельная
  • Чистотел большой
  • Шалфей лекарственный
  • Шандра обыкновенная
  • Эстрагон
  • Ясменник душистый
  • Несколько слов о фитоастрологии

  • ЦВЕТЫ И ДЕКОРАТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ
    Исторические сведения о цветах
  • Легенды и факты из истории цветоводства
  • Разнообразие декоративных растений

  • Классификация цветочных культур
  • Однолетние декоративные растения
  • Рассадный способ выращивания однолетников
  • Двулетние декоративные растения
  • Многолетние декоративные растения

  • Выращивание цветочных культур
  • Требования культур к условиям выращивания
  • Подготовка почвы
  • Посев, посадка и пересадка
  • Деление и доращивание
  • Чередование цветочных культур
  • Удобрение цветочных культур
  • Полив цветочных культур
  • Пасынкование и прищипка
  • Окучивание цветочных культур
  • Утепление цветочных культур

  • Болезни и вредители цветочных культур
  • Основные заболевания
  • Основные вредители
  • Приемы декоративного оформления
  • Однолетние растения
  • Двулетние растения

  • Многолетние цветочные культуры
  • Корневищные и корнеклубневые растения
  • Луковичные и клубнелуковичные растения
  • Мелколуковичные растения
  • Травянистые многолетники
  • облако тегов
    НАШИ ПАРТНЕРЫ


    САД И ОГОРОД


    Легенды и факты из истории цветоводства

    Цветы в истории развития человеческой цивилизации всегда были символом красоты, гармонии и благополучия мироздания и олицетворяли стремление человека к прекрасному. Повинуясь этому стремлению души, человек благоустраивал свою часть окружающего мира, украшая цветами свое жилище, землю рядом с ним, храмы и дома правителей. У всех народов цветы считались непременной частью хорошей устроенной жизни, в которой кроме трудов насущных есть место прекрасному, а значит, есть потребность в радости для души. В этой связи справедливо было бы заметить, что в определенной мере появление цветоводства было показателем уровня духовного развития народа, возможно, поэтому ремесло выращивания цветов не столь древнее, как, например, земледелие.

    Со временем в пантеонах богов многих древних народов даже появлялись боги и богини, покровители цветов. Так, в древнеримской мифологии большим почетом пользовалась Флора — богиня цветения, пышных садов, прекрасных цветов и колосьев. Ее имя происходит от латинского слова "flos" — цветок. В честь богини устраивали пышные веселые праздники флоралии. На алтарь Флоры приносили бесчисленные венки, гирлянды, букеты цветов и цветущих колосьев, устраивали шумные гулянья с обильными возлияниями.

    По некоторым историческим данным, человек начал использовать декоративные растения для украшения своего жилья около 6000 лет назад, и первыми цветами, содержащимися в

    зафиксированных исторических упоминаниях, были роза и лотос. Роза по праву считается древнейшим цветком в культуре человечества, ее изображения находили на памятниках архитектуры, в древних письменных источниках Ассирии и Вавилона, относящихся к 5—4 тысячелетию до нашей эры. На острове Крит были найдены рисунки с изображением розы, возраст которых превышает 3000 лет. Упоминания о розах встречаются в письменных па-

    GL5-1.jpg

    мятниках Древнего Египта времен Рамзеса II, что соответствует 1348—1281 гг. до н. э. Выращивать розы и отбирать лучшие образцы начали еще за три тысячелетия до нашей эры в Китае. По преданиям, первые поразительной красоты дикие растения роз, созданные самой природой, были принесены с берегов Янцзы и Хуанхе. Древнекитайские садовники любовно ухаживали за ними, подмечая и выбирая самые прекрасные. Некоторые исторические источники ссылаются на опыт садовников Древнего Египта, научившихся добиваться обильного и почти непрерывного цветения роз в течение года.

    Родиной розы считаются Древняя Индия и Передняя Азия, откуда этот цветок попал в Малую Азию, Древнюю Грецию, Древний Рим и далее в Европу. У всех древних народов Востока роза считалась священным и глубоко почитаемым цветком. В Древней Индии розе принадлежал статус цветка хранителя Вселенной Вишну, поэтому жрецы украшали розами храмы, их лепестками устилали путь во время религиозных торжеств и праздничных процессий. Считалось, что созерцание цветущих роз проясняет рассудок, исцеляет душу и приводит ее в гармонию с миром.

    Название этого царственного цветка произошло от древнеперсидского слова "wrodon", которое в древнегреческом преобразовалось в "rbodon" и в латинский язык попало уже в форме "rosa".

    Передняя Азия считается древнейшим центром культуры роз. Особым почетом пользовалась роза в Древней Персии, где она считалась цветком Аллаха и его подарком людям. Розу воспевали поэты, одушевляли ее, наделяя божественными свойствами, заполняли ее цветами все пространство Вселенной, а Персию поэтически называли "садом роз". Поднесение розы считалось дорогим даром, знаком расположения и благоволения. Поднесший цветок Аллаха мог рассчитывать на снисхождение правителя и исполнение своей просьбы.

    По древнеиндийской легенде Лакшми была самой прекрасной девушкой Вселенной, богиней красоты и божественной супругой Вишну. Она родилась от его поцелуя из распускающегося розового бутона, отдавшего ей свою красоту. Поэтому роза считалась символом красоты, цветком Лакшми и Вишну и знаком священной божественной тайны.

    В Древней Греции и на греческих островах в Ионическом море роза обрела вторую родину.

    Благодатный теплый морской климат позволил расцвести пышной красоте цветка с новой силой. Розами восхищались, ими засаживали сады и дворы, и они благоухали так сильно, что аромат распространялся далеко вокруг: Древнегреческая поэтесса Сапфо отдавала розам "царственный престол" в мире цветов, о них слагали легенды, поклонялись им и наделяли божественной силой. Розы были постоянными спутниками греков в горе и в радости, они составляли убранство не только побед, праздников и торжеств, но также поражений и похорон. В их сознании в этом цветке удивительным образом слилось величие жизни и смерти. Розами украшали колесницы победителей, усыпали путь праздничных процессий, гирляндами из роз убирали тела умерших и их надгробья. Ученики древнегреческого философа Софокла много лет подряд приносили свежие розы на его могилу в знак почитания и вечной памяти. По одному из вариантов древнегреческого мифа об Адонисе розы выросли и расцвели из капель его крови, когда его насмерть поразил свирепый вепрь. Богиня Афродита украсила розами мертвое тело Гектора, погибшего от руки Ахилла. Роза у древних греков была символом любви и неувядающей красоты, поэтому именно с этим цветком связаны все брачные обряды: с помощью венков из роз влюбленные признавались в своей любви, оставляя их у порога дома любимой, венком из роз украшали невесту, розовыми лепестками усыпали брачное ложе молодоженов. Розу считали цветком почитаемой всеми богини любви и красоты Афродиты и в дни торжеств украшали розами ее статуи, а вокруг храмов Афродиты разбивали обширные розарии.

    Греки любовно выращивали розы, выбирая самые красивые экземпляры, и даже пробовали искусственно выводить новые формы. Впервые о таком достижении — крупной махровой розе с 60 лепестками — упоминает древнегреческий историк Геродот.

    Но исключительное, почти фанатичное поклонение розам существовало в Древнем Риме, где роза служила символом высоты и силы духа и считалась драгоценной наградой за выдающиеся деяния, героизм, одержанные победы. Такой награды было достаточно, так как доставалась она избранным, доказавшим свое величие и преданность стране. Особым распоряжением Сципиона Младшего легионерам, которые первыми взобрались на стены поверженного Карфагена, разрешено было во время триумфа в Риме убрать розами колесницы, украсить свою

    голову венками из роз и выбить изображение цветка на боевых щитах. Это была великая честь и высокая награда за военные достижения. По свидетельствам древнеримских историков, у воинов существовал обычай, отправляясь на войну, надевать на головы вместо шлемов венки из роз, дабы возвыситься духом и вселить в сердца мужество и уверенность в победе.

    Роза в сознании древних римлян была также символом скорби и памяти об умерших, и в определенный день года устраивались пышные и торжественные праздники, служившие поминанием всех покойных. Эти торжества назывались "розалиями", и роза была едва ли не главным их действующим лицом. Историки упоминают также о существовании в Риме особой биржи роз, на которой оценивалась их красота, аромат и другие достоинства, в соответствии с которыми выставлялась цена. Различные виды роз оценивались по-разному.

    Роза считалась также эталоном роскоши: особым шиком для богатого патриция было устроить своим знатным гостям ванну с плавающими в воде головками роз и розовыми лепестками или обрушить на них через открывающиеся в потолке люки поток розовых лепестков. Из засушенных лепестков роз делали благовония и научились получать бесценное розовое масло.

    Розам в Древнем Риме поклонялись самозабвенно. Розам отводили лучшие участки земли, ими не только засаживали огромные территории под Римом и в провинциях, но и завозили несметное число роз из отдаленных Александрии и Карфагена. Такое поклонение нередко вызывало неприятие и иронию современников, как бессмысленное и вредное для страны. Римский поэт Марциал, прославившийся своим острым языком и едкими смелыми эпиграммами, с горькой иронией писал: "Египтяне, пришлите нам зерна в обмен на наши розы!"

    В Западной Европе розы начали распространяться примерно в IV—VI веках. В частности, в Германию роза попала еще в языческий период ее истории и так же, как в других культурах, заняла место цветка, посвященного верховному божеству. В Германии в древности ее связывали с богиней Фрией, женой верховного бога Одина, и высаживали близ посвященных ей храмов и мест жертвоприношений.

    Особый интерес к розам возник в Европе начиная с VII века, в некоторых монастырских садах монахи начали проводить определенную селекционную работу по выведению садовых форм с особыми декоративными качест-

    вами, по некоторым историческим данным, в XIV в. во Франции появились специализированные питомники роз, где цветы выращивались для удовлетворения спроса знати. Однако настоящая широкая селекционная работа с розами началась только в XVIII веке.

    Во Франции в средние века венок из роз считался чем-то вроде изысканного головного убора, особенно в высшем обществе, а также украшал голову невесты во время венчания.

    Другой цветок, по своей красоте и популярности не уступающий розе, — пион. Его родиной считается Азия, где он и по сей день остается излюбленным декоративным растением. Особенным почетом пион пользовался и по сей день пользуется в Древнем Китае, а позже с XVII века в Японии, его изображение можно встретить на древних вазах и миниатюрах. Некоторые правители делали пион символом Поднебесной, он считался цветком императоров, символом знатности и богатства. Пышные пионарии, или сады пионов, устраивали вокруг дворцов, храмов, такую роскошь могли позволить себе лишь богатые люди. В Китае давно занимались селекцией пионов, и в китайском каталоге XVI века зафиксировано более 30 отборных сортов, каждый из которых характеризовался высокими декоративными качествами.

    Существуют исторические упоминания о том, что корнями пионов Китай торговал как одним из самых дорогих товаров, наряду с шелком и пряностями, на вес золота.

    Позже, начиная с XVII века, пионы стали завозить в Японию, где они быстро завоевали любовь цветоводов и поклонение поэтов и художников. Поэты сравнивали яркие растрепанные цветки алых пионов с пламенной страстью, а нежные благоухающие белые сделали символом светлой чистой любви. Японские цветоводы даже вывели новые сорта пионов с особым, непохожим на другие цветком, который по сей день носит название "японского".

    Ботаническое название роду пионов "Paeonia" дал греческий философ Теофраст по имени мифического врачевателя богов Пеона, исцелившего Аида, бога царства мертвых, и Ареса, бога войны. Но существуют и другие толкования происхождения родового названия этого цветка, например по наименованию местности Пеонии, где пион был распространен. Однако первая версия представляется более правдоподобной в историческом плане, так

    как лекарственные свойства пиона и его способность лечить многие недуги была хорошо известна уже в древние времена. Так, древнеримский врач Диоскорид Педаний еще в I веке написал сочинение "О лекарственных средствах", где описал все известные медикаменты растительного происхождения и сгруппировал более 500 лекарственных растений по морфологическим признакам. Среди этих растений был дикий пион и указывались препараты из него.

    Автор знаменитой "Естественной истории" в 37 книгах, ставшей античной энциклопедией естественно-научных знаний, римский писатель и ученый Плиний Старший еще без малого 2000 лет назад подробно описал пион и указал более двух десятков заболеваний, при которых он применялся.

    В древние времена корень пиона нередко использовали для изготовления различных амулетов: считалось, что, если кусочек корня повесить на нитку на шею, то он оградит от злых духов и наваждений.

    В Европу первые пионы попали в XI веке. В Англии они были рекомендованы для разведения в огородах, но их назначение было далеко от декоративного: их использовали в пищу в качестве пряности. Значительно позже в XVIII веке Королевский ботанический сад в предместье Лондона в Кыо создал свою коллекцию пионов разных видов.

    Во Франции пионы сразу заняли почетное место среди других декоративных растений в садах и парках. Одно время они были очень модными и широко выращивались, что позволило собрать богатую коллекцию сортов и видов, впоследствии послужившую основой для плодотворной селекционной работы. Гвоздика также пришла к нам сквозь тысячелетия и имеет долгую историю. Подробное описание этого цветка со всеми морфологическими особенностями еще в III в. до н. э. первым дал Теофраст, назвавший гвоздику в своей классификации "цветком Зевса". Сейчас можно только гадать, почему гвоздика получила имя и статус цветка Зевса, вероятно, благодаря своему огненно-красному цвету, ведь именно эта форма растения была известна в те времена. Много столетий спустя, в 1753 году великий Карл Линней особо выделит форму садовой гвоздики и поместит ее в своей классификации под именем, данным ею Теофрастом — "Diantbus", где "Di" — Зевс и "antbos" — цветок. Существует древнегреческая легенда о происхождении гвоздики, согласно которой этот цветок вырос из капель крови охотника Актео-

    на, который случайно увидел богиню охоты Артемиду купающейся нагой в лесном ручье, за что был превращен жестокой богиней в молодого оленя и растерзан собственными псами. Существует и другая легенда, также связанная с жестокостью Артемиды. Когда богиня-охотница возвращалась разгневанная с неудачной охоты, ей повстречался пастушок, наигрывавший на своей флейте веселую мелодию. Желая выместить на нем свою злость, Артемида накинулась на пастушка, вырвала его глаза и швырнула на землю. Из молящих глаз невинного юноши выросли две алые гвоздики. В Древнем Китае гвоздику ценили преимущественно за сильный приятный и стойкий аромат цветков. Она даже стала обязательной частью дворцового протокола: придворные должны были жевать цветки гвоздики перед встречей с императором, чтобы изо рта шел приятный запах.

    Теофраст (Феофраст) был одним из первых ботаников древнего мира, именно ему человечество обязано первой классификацией растений. Теофраст дал описания более 500 видам растений, объединив их в своем труде "Исследования о растениях". Он дал названия ряду растений, которыми мы пользуемся по сей день, систематизировал свои знания и наблюдения по морфологии, географии распространения и медицинскому использованию цветов и трав.

    В Европу гвоздика попала только в средние века и стала популярной особенно во Франции благодаря трагическим событиям. После неудачного седьмого крестового похода король Франции Людовик IX Святой в 1270 году предпринял новый поход с огромным войском рыцарей, во время которого их поразила страшная эпидемия чумы, справиться с которой не могли уже ни врачи, ни лекарства. Воины умирали один за другим, король терял свою армию в далеких землях. И тогда в отчаянии Людовик обратил свои мольбы к Господу, и по легенде королю было откровение — использовать в качестве лекарства цветущую красную гвоздику, поля которой простирались вокруг. Окрыленный надеждой, король приказал собирать цветы гвоздики и делать из них отвар, который спас от смерти многих заболевших. Даже позже смерть самого короля от чумы воспринималась как искупление. Спасшиеся рыцари, возвратившись из восьмого крестового похода во Францию, привезли с собой в память о своем короле растения гвоздики, которая вскоре стала очень модным и любимым цветком. Таким образом, можно утверждать, что гвоздика вошла в культуру в Европе уже в XIII веке. Гвоздику высаживали повсеместно в

    садах и парках, а позже садовники стали вести серьезную селекционную работу, отбирая самые красивые и душистые экземпляры растений.

    Существуют исторические упоминания, относящиеся к середине XVI века, о повсеместной селекционной работе с гвоздикой и о уже выведенных прекрасных сортах разного цвета и формы с тонким ароматом. Гвоздика была признанным цветком в высшем французском свете наравне с розой. Дамы украшали ею свои платья, прикалывали к волосам и шляпкам. Гвоздика имела свою символику и была обязательной частью модных во Франции букетов со смыслом, в которых каждый цветок нес зашифрованное сообщение.

    К моменту создания в 1753 году Карлом Линнеем классификации растений имелось уже множество сортов садовой гвоздики, что позволило ученому выделить и описать ее как особую форму. Наиболее высоко ценились махровые сорта, имевшие вместо 5 лепестков, как у дикорастущих видов, более 60. Соцветия порою достигали 15 см в диаметре и поражали своей пышностью в момент полного распускания. Особую ценность имел аромат цветка, так как запах играл чрезвычайно важную роль в оценке сорта. Появились сорта гвоздики со снежно-белыми, девственно чистыми лепестками, а также цветки с кристально-розовой, темно-бордовой, огненно-пунцовой, темно-пурпурной, почти черной окраской.

    В Нидерландах, европейской столице цветов, куда гвоздику завезли из Франции, она быстро завоевала репутацию роскошного цветка, ее очень любили писать художники, стоит только вспомнить картины фламандских мастеров. Так же как и во Франции, в Нидерландах велась селекционная работа и вскоре появилось множество сортов гвоздики, являвшихся настоящими шедеврами.

    В Англии гвоздика появилась предположительно в XIV веке и сначала рассматривалась в соответствии с традицией в качестве лекарственного растения. Позже ее декоративные качества вышли на первое место, и она заняла достойное место среди цветов. Любопытно, что свое английское название красная гвоздика carnation, используемое по сей день, она обрела благодаря Уильяму Шекспиру. Именно в его текстах впервые встречается это слово. Примерно к этому же моменту в истории Англии относится стремительный взлет популярности гвоздики в высшем английском обществе. Тон моде на гвоздику задает сама королева Елизавета, закупающая цветы для двора. Гвоздику начинают массово выращивать, особых успехов в ее разведении добивается известный

    английский цветовод Герард, к которому весь свет посылает за цветами. Несмотря на свои высокие декоративные качества, гвоздика по-прежнему оставалась в числе лекарственных растений, и многочисленные травники включали ее в состав рецептов от заболеваний пищеварительной системы, желудочного тракта, головных болей и обмороков.

    Большим почетом красная гвоздика пользовалась в Испании, где она считалась талисманом, уберегающим от бед и действия злых сил. Девушки дарили гвоздики уходящим на войну юношам в качестве оберега. Гвоздика также служила символом страстной любви, ее прикалывали к одежде, чтобы показать свои чувства предмету обожания. Юноша, подносивший девушке алую гвоздику, признавался таким образом в любви к ней.

    Русское название этого цветка совпадает с названием известной пряности, являющейся высушенными бутонами гвоздичного дерева. По мнению специалистов, это калька с немецкого языка, где также произошло совпадение названий цветка и пряности, вероятнее всего возникшее из-за сходства их сильного яркого аромата. Необычайно важную роль в культуре цветоводства всегда играли луковичные растения, особым почтением среди которых пользовались весенние цветы. Королем ранних весенних луковичных растений всегда по праву считался тюльпан, который известен и любим уже на протяжении многих столетий. Первые сведения о тюльпанах связаны с Древней Персией, где этот цветок ласково и мелодично называли "лале". Персидские поэты воспевали тюльпан, его нежность, свежесть, хрупкость раскрывающегося цветка, такого же прелестного, как молодая весна. Хафиз называл тюльпан чистым, девственным и признавал его первенство среди цветов и победу над розой. Очень почитали тюльпан и в Турции, где различные его виды разводили в сералях и даже устраивали весной праздник расцветших тюльпанов. Цветок тюльпана служил символом любви и признания в чувствах. По историческим свидетельствам, турки трепетно относились к этому цветку и готовы были платить за тюльпаны, которые называли "тулипам", большие деньги.

    Считается, что название рода Tulipa (тюльпан) имеет персидское или турецкое происхождение и в переводе означает "тюрбан, чалма", что соответствует форме этого прекрасного цветка. Другие исследователи полагают, что название головного убора, похожего на бутон тюльпана, было использовано для обозначения этого цветка значительно позже и не турками, а европейцами.

    В Европу тюльпан попал именно из Турции. Многие исследователи считают 1554 год годом появления тюльпанов в Европе, куда первые луковицы этого растения были присланы германским послом в Турции. Уже через несколько лет тюльпаны широко распространились в садах богатой знати. Впервые в Европе тюльпан был описан Конрадом Гесснером, выдающимся швейцарским ботаником и врачом. Тюльпан постепенно завоевывал Европу, попал в Вену, Англию, Нидерланды, возникла мода на этот пока еще диковинный цветок, появились настоящие коллекционеры различных сортов тюльпана, выписывавшие за огромные деньги луковицы из Турции.

    Однако в разных странах судьба тюльпана складывалась не одинаково: в Германии к цветку не проявили особого интереса и он так и не занял достойного места среди садовых цветов; кроме того, бюргеры подсмеивались над страстью европейцев, засадивших тюльпанами свои столицы, и в насмешку назвали его именем пивную кружку похожей формы. В Англии тюльпаны полюбили за атласные лепестки и совершенную форму цветка, а отношение к тюльпану приобрело сказочно-романтический оттенок: тюльпаны считались цветками фей, которые укладывали спать своих малюток в чашечку цветка.

    Любовь к тюльпанам и коллекционирование сортов стало главной страстью Великого курфюрста Бранденбургского Фридриха Вильгельма, собравшего крупнейшую коллекцию своего времени, включавшую более 200 сортов. Среди поклонников тюльпанов в разные моменты истории были кардинал Ришелье, великий Вольтер, австрийский император Вильгельм II и французский король Людовик XVIII, положивший начало пышным тюльпанным праздникам, проводившимся в Версале.

    Поистине невиданный бум тюльпан произвел в XVII веке в Голландии, буквально сведя всех с ума. Луковицы тюльпанов продавались за огромные деньги повсеместно: на специально организованных биржах, на аукционах, в портах, трактирах, кабаках и игорных домах. Луковицы ставили на кон в карточных играх, под них выписывали векселя, ими спекулировали, выпускали "тюльпанные" акции и создавали финансовые пирамиды. Цены на тюльпаны искусственно завышались, проводились котировки по сортам, причем самыми дорогими и прибыльными считались луковицы новых модных сортов. На торговле луковицами выросла целая индустрия, которую обслуживали толпы адвокатов, юристов, маклеров и даже судебные инстанции. Этот период в истории

    цветоводства Голландии получил в литературе название "тюльпаномании". Постепенно страсти поутихли, но тюльпан по-прежнему, как и столетия до этого, является в Голландии главным цветком.

    Любопытно, что долгое время самыми ценными считались тюльпаны с пестрыми лепестками, по-крытыми разводами разных цветов. Это казалось особенно изысканным признаком сорта, многие пытались разводить такие тюльпаны. И только в начале XX века ученые установили, что пестрота лепестков тюльпана вызвана вирусным заболеванием и вовсе не является сортовым признаком расгения.

    Другим великолепным луковичным весенним растением является нарцисс. Он играл важную роль в культуре разных народов и был одинаково любим на Востоке, и на Западе. Нарцисс почитали в Древней Персии, прославленный персидский царь Кир I, считавшийся первым садоводом Востока, называл нарцисс "созданием красоты и бессмертной усладой", а великий персидский поэт Хафиз сравнивал с цветком нарцисса глаза своей возлюбленной. Нарцисс играл особую роль в мусульманской культуре как цветок, благословленный пророком Мухаммедом, назвавшим его "пищей для души".

    Существуют две основные версии происхождения названия нарцисса: по одной из них цветок получил имя в честь прекрасного юноши Нарцисса, на месте смерти которого он расцвел, по другой — латинское название растения Narcissus происходит от слова "narke", что в переводе означает "сильно, дурманяще пахнущий". В Древней Персии нарцисс называли "наргис", что означает "прекрасный глаз". Возможно, столь поэтической метафоре нарцисс обязан трубчатому цветку (или бахромчатой короне), расположенному в центре соцветия, словно выглядывающему оттуда.

    Из Персии нарцисс вероятнее всего попал в Малую Азию, а оттуда в Древнюю Грецию, где родилась прекрасная легенда его происхождения и по сей день вдохновляющая людей искусства. В Древнем Риме особенно ценились желтые нарциссы, которыми приветствовали победителей, приносили в виде подаяния богу подземного царства Плутону и задабривали злобных Фурий. Почитали нарцисс и в Древнем Китае, где, по некоторым историческим данным, он считался новогодним цветком, и в ночь празднования нового года по лунному календарю нарциссами украшали дома и храмы. В Европу нарцисс попал в XVI веке, когда из Константинополя в подарок лорду Казначей-

    ства Англии, известному своей страстью к коллекционированию редких растений, привезли несколько луковиц. Эти луковицы положили начало знаменитой коллекции нарциссов, которую он собрал и вырастил в своем саду на берегу Темзы. Нарцисс и по сей день относится к любимейшим цветам англичан, им принадлежит авторство многих сортов этого нежного романтического цветка. В Пруссии нарцисс служил символом любви, счастливого брака и семейного счастья на долгие годы. Сохранился даже старый обычай: выходя замуж и покидая родительский дом, девушка выкапывала луковицу нарцисса из родительского сада и увозила ее с собой. В своем доме она высаживала цветок и бережно ухаживала за ним, считая его хранителем своего семейного счастья.

    В Швейцарии существовала красивейшая тра-диция проводить праздники нарциссов, которые доились два дня. В эти дни улицы и площа-ди утопали в цветах нарциссов: ими украшали стены домов, витрины, окна и двери, гирлянды развешивали на столбах, протягивали над улицами, женщины украшали голову венками из нарциссов, мужчины вставляли цветки в петлицу, над городом плыл свежий аромат. Праздник нарциссов сопровождался народными гуляни-ями и театральными представлениями.

    Легенда о прекрасном юноше Нарциссе родилась в Древней Греции и объясняла происхождение известного грекам красивого и нежного, но холодного цветка.

    Нарцисс, или Наркисс, был сыном речного бога и нимфы, еще до его рождения родители спросили оракула о его судьбе, и тот ответил, что Нарцисс проживет до старости, если никогда не увидит своего лица. Нарцисс вырос юношей неземной красоты, его любви добивались многие женщины, но он не ответил взаимностью ни одной из них, оставаясь холодным и равнодушным к их чарам. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, Нарцисс отверг и ее страсть. Эхо затосковала и от горя высохла так, что от нее остался только звонкий голос. Отвергнутые прекрасным юношей женщины воззвали к богам за справедливостью и потребовали наказания пренебрегшего ими Нарцисса такой же безнадежной любовью, от которой страдали они сами. И боги, вняв мольбам женщин, приготовили ему наказание: когда однажды Нарцисс возвращался с охоты, он, влекомый неведомой силой, заглянул в кристально чистый прозрачный источник и там, как в зеркале, увидел свое лицо. Нарцисс был поражен красотой смотревшего на него из воды юноши и влюбился в него безнадежно и безответно. Не в силах оторвать глаз от любимого лица он умер от тоски у источника. Так сбылось предсказание оракула, а на месте смерти прекрасного юноши вырос цветок нарцисса.

    В Европе нарцисс наделяли эротической силой: луковицы цветка служили талисманами на любовь противоположного пола, они служили частью магических любовных обрядов, снадобья из луковиц рекомендовали мужчинам для укрепления мужской силы, а женщинам — для усиления очарования.

    Очень любопытно происхождение названий различных цветов. Зачастую в названии содержится в сжатом виде история и легенда цветка, отражены основные или характерные признаки, оценка его основных качеств, место его произрастания и даже некая тайна. Так, Col-chicum (колхикум, или безвременник) получил свое название по имени области Колхиды в Западной Грузии, где он произрастает в диком виде, а в названии Hernerocallis (лилейник, или красоднев) слились два греческих слова "день" и "красота". В результате получилась характеристика способности цветка дарить свою красоту лишь в течение одного дня. Название лилии Lilium имеет древнекельтское происхождение и означает "белизна". Название Muscari (мускари) этот цветок получил за резкий специфический аромат, напоминающий запах мускуса. Любопытно, что русское название этого растения "мышиный гиацинт" точно и иронично отражает его сходство с гиацинтом и в то же время какую-то "ненастоящую" миниатюрность. Латинское название цветка Ornitbogalum (орнитогалюм, или птицемлечник) в переводе с греческого означает "птичье молоко", что буквально воспроизведено в его русском названии. Цветок Fritillaria (фритиллярия, или рябчик) названо так благодаря пестрой симметричной окраске некоторых его видов, название происходит от латинского слова "fritillus", в переводе означающего "шахматная доска". Белая прозрачная окраска цветков подснежника отражена в его названии Galantbus, что в переводе с древнегреческого означает "молочно-белый". Необычная форма листьев гладиолуса предопределила его название Gladiolus, берущее свое начало от латинского "gladus" — "шпага". Сходство строения стебля канны с тростником дало ей название Саnnа, что в переводе с греческого значит "тростник".

    Один из любимейших цветков художников, поэтов и цветоводов — Campanula (колокольчик, или кампанула) — своим названием обязан форме цветочного венчика, воспроизводящей в миниатюре колокол, что нашло отражение в латинском и в русском названиях цветка, ведь "сатраnа" в переводе с латинского означает "колокол".

    Название цветка Amarantbus (амарант) происходит от двух греческих слов "maraino", что

    означает "я не вяну" и "antbos" — "цветок", что отражает особенности цветения растения. Mirabilis (мирабилис) дословно переводится с латинского как "удивительный". Растение Lich-nis (лихнис) с огненно-красными, словно светящимися цветками получило свое название от греческого слова "licbnos" — лампа. Корни цветка Saponaria (мыльнянка) обладают способностью образовывать пену, что отражено в его русском и латинском названиях, ведь "sapo" в переводе означает "пена". Происхождение названия растения Aquilegia (аквилегия) объясняют по-разному: по одной версии основой названия послужило сходство цветочных шпорцев аквилегии с когтем или клювом орла, ведь "aquilla" по-латински "орел". По другой версии цветок получил свое название по способности накапливать воду в полых шпорцах, и его латинское название имеет два корня: "aqua" — вода и "legere" — собирать. Эта способность цветков растения аквилегии нашла отражение и в его русском названии — водосбор.

    Растение Clematis (клематис, или ломонос) произошло от греческого слова "clema" — лоза, это объясняется тем, что большинство клема-тисов представляют собой лианы и обладают способностью виться по опоре, поднимаясь на большую высоту. Цветок с дивным запахом Hesperis (гесперис, или вечерница) получил свое романтическое название от греческого слова "besperos" — вечер. Это объясняется тем, что внешне скромное растение обладает удивительной способностью рождать с наступлением вечера необыкновенный тонкий аромат.

    Название Papaver (мак) для обозначения этого цветка применяли еще древние римляне. Считается, что оно происходит от латинского слова "papa, pater" — отец.

    Возможно, такое название мака обусловлено его снотворным, усыпляющим действием и способностью успокоить не желающих спать маленьких шаловливых детей подобно теплым рукам и строгому слову отца.

    Название цветка Lunaria (лунник) в русском и в латинском языках имеет одинаковый корень: название небесного светила. Незаменимая в садах Aster (астра) также отразила в своем названии красоту небесных светил, так как происходит оно от греческого слова "aster" — звезда. Цветок Heliopsis (гелиопсис) строением своей цветочной корзинки напоминает солнце и несет его образ в своем названии: "belios" в переводе с греческого означает "солнце". Растение Reseda (резеда) получило свое название от латинского глагола "resedare" — лечить. Это, вероятнее всего, объясняется лекарствен-

    ным назначением растения и использованием его в прошлом в качестве лекарственного средства от многих недугов. Удивительно мужественное и суровое название носит скромное почвопокровное растение, часто встречающееся в альпинариях и рокариях Saxifraga (камнеломка). Русское название этого растения полностью повторяет его латинский вариант, состоящий из двух корней "saxum" — скала и "frango" — разбивать. Растение Spiraea (спирея) получило название от латинского слова "speira" — венок, возможно, из-за пышных соцветий по форме подобных венку. Происхождение названия растения Lupin (люпин) достаточно неожиданно, так как происходит от латинского корня "lupus" — волк. Возможно, в этом названии нашла отражение крайняя неприхотливость растения, способного произрастать практически в любых условиях, но может быть есть и другой, утерянный для нас теперь смысл названия.

    Любопытно происхождение названия нежного и романтического цветка Myosotis (незабудка). На греческом языке его название вовсе не связывалось с долгой памятью о любви, а было образовано от двух слов: "myos" — мышь и "otos" — ухо. Вероятно, вытянутая форма опушенных листочков незабудки напоминала грекам пушистое мышиное ушко.

    Перенос некоторых качеств животных на растения прослеживается и в названии Ecbinops (мордовник), которое образовано от двух греческих слов "ecbinos" — еж и "opsis" — похожий. Сходство с ежом придают растению тонкие колючие листочки обертки. Шлемовидный цветок растения Tropaeolum (настурция) напоминал, видимо, небольшой шлем, поэтому и был назван по-латыни "tropbae", что в переводе означает "маленький трофей". Примечательная особенность растения выстреливать свои семена из созревших плодов при легчайшем прикосновении дала основание для названия любимого многими цветка Impatiens (бальзамин, или недотрога), которое образовано от латинского прилагательного "нетерпеливый". Rhododendron (рододендрон) своим названием обязано сходству красивых пышных цветков с цветами розы: "rbodon" в переводе с греческого означает "роза", a "dendron" — "дерево". Название Primula (примула) происходит от латинского "primus" — первый и указывает на раннее время цветения этого весеннего растения. Phlox (флокс) получил свое название за огненно-красные цветки диких высокорослых видов: в переводе с греческого "pblox" означает "пламя". Название красивейшего растения

    Digitalis (наперстянка, или дигиталис) произошло от латинского слова "digitus" — палец и обусловлено, вероятнее всего, формой венчика цветка, напоминающей наперсток, что отразилось в русском названии растения. Salvia (шалфей, или сальвия) воплотил в своем названии свои исконные целебные свойства, ведь "salvus" в переводе с латинского означает "быть здоровым".

    Любимый всеми цветок Leucantbemum (ромашка белая, или нивяник), который мы считаем своим национальным так же, как березу, соединил в своем названии два греческих слова "leukos" — белый и "antbemon" — цветок. Именно контраст между золотой серединкой и кипенно-белыми лепестками по краям создавал эффект нарядной белизны, что и отражено в греческом названии ромашки — "белый цветок".

    Многие названия цветов имеют явно мифологическое происхождение. Но порой толкование названия растения бывает достаточно спорным и неоднозначным, так как смысл слова давно утерян, нередко существует несколько версий его происхождения. Например, считается, что название Hyacintbus (гиацинт) было дано этому цветку по имени мифического юноши Гиацинта, прославившегося необычайной божественной красотой. В соответствии с другими источниками гиацинт в переводе с греческого означает "цветок дождей", так как на своей родине в Малой Азии он распускается с приходом первых теплых весенних дождей.

    Прекрасные цветы Tagetes (бархатцы) названы так по имени персонажа этрусской мифологии Тага, сына Гения и внука Юпитера.Таг прославился своей красотой и способностью предсказывать будущее. Он оставил людям свое учение, содержащее правила гадания, описания ритуалов, сведения о молниях, землетрясениях и чудесах плодородия.

    Adonis (адонис, или горицвет) получил свое название в честь прекрасного юноши Адониса. Миф гласит, что юноша божественной красоты родился из треснувшего ствола миррового дерева, в которое превратила его мать богиня Афродита. После его рождения Афродита передала младенца Адониса на воспитание богине царства мертвых Персефоне. Персефона впоследствии не пожелала расстаться с ребенком, к которому очень привязалась. Афродита требовала вернуть ей мальчика, и спор богинь решил Зевс: он повелел юноше часть года проводить в царстве мертвых с Персефоной, а часть — на земле с Афродитой. Адонис стал

    постоянным спутником богини красоты, ее поверенным и возлюбленным. Богиня охоты Артемида ревновала прекрасного юношу к Афродите, и не в силах вынести своей злой ревности и оказанного не ей предпочтения решила погубить его, наслав на Адониса дикого вепря, который пропорол его насмерть своими острыми клыками.

    По легенде цветок Аnетоnе (анемоны, или ветреницы) расцвел из слез Афродиты, пролитых ею над телом прекрасного юноши Адониса, смертельно раненного свирепым вепрем.

    Всех водных нимф источников, рек, озер и морей увековечил в своем названии цветок Nympbaea (нимфея, или кувшинка). Греческое слово "нимфа" означает "источник", что отражает водное происхождение и особенности произрастания кувшинки.

    Мифологическое происхождение имеет название любимого всеми цветка купальницы, или купавы. Латинское название этого растения Trollius произошло от немецкого "Trollblume", что означает "цветок тролля". В германо-скандинавской мифологии троллями были сказочные великаны, обитавшие внутри гор, где они собирали и хранили свои несметные сокровища. Трудно сказать, откуда берет начало традиция считать купальницу любимым цветком тролля, но сказочная романтика этого поверья навсегда останется в названии цветка. Незатейливый цветок Centaurea (василек) предположительно получил свое название от греческого слова "kentaurion" — "кентавр" в честь мифического кентавра Хирона, сына Кроноса, обладавшего даром лечить людей, в том числе при помощи лекарственных растений. Хирона очень почитали за мудрость и доброту, он был воспитателем таких героев, как Тесей, Ясон, Ахилл, а также искусным лекарем, обучившим врачеванию самого Асклепия (Эскулапа).

    Существует предположение, что солнечный цветок, радующий нас цветением в преддверии осени, Helenium (гелениум) назван так в честь прекрасной Елены, жены Менелая, похищенной Парисом и ставшей невольной причиной долгой Троянской войны. Возможно теплый золотой тон цветов напоминал цвет великолепных кудрей мифической красавицы.

    Мощное величественное растение Heracleum (борщевик) всем своим видом подтверждает право носить имя мифологического героя Геракла, прославившегося своей небывалой силой, деяниями и подвигами.

    Многие цветы носят имена их первооткрывателей, прославленных ученых или выдающихся людей. Эту красивую традицию увековечивания памяти достойных людей в названии цветов и растений начал еще Карл Линней. Нежное луковичное растение Puschkinia (пуш-киния) получило свое название по имени русского естествоиспытателя А.А. Мусина-Пушкина, впервые открывшего это растение. Красивейшее декоративное растение Hosta (хоста) было названо по имени и в честь известного австрийского врача и ботаника Н. Хоста (1761 — 1834). Другим декоративно-лиственным растением, увековечившим в своем названии имя ученого, является Косhiа (кохия), названная так в честь профессора ботаники из Эрлангена доктора В.Д. Коха.

    Вечнозеленый кустарник — магония был назван в честь известного американского садовода Б. Мак-Магона, жившего в конце XVIII — начале XIX века. Красивейший многолетник Macleaya (маклея) получил свое название с честь Александра Маклея, являвшегося секретарем Линнеевского общества в Лондоне. А однолетник с золотыми цветами Eschscholtzia (эшшольция) назван так в честь доктора И.Ф. Эшшольца, естествоиспытателя из Прибалтики, жившего в 1793—1831 гг. Ароматный цветок Matthiola (маттиола) своим названием обязан известному итальянскому врачу, ботанику и естествоиспытателю XVI века. Пьетро Анд-реа Маттиоли. Многолетнее растение с роскошными круглыми глянцевыми листьями Bergenia (бадан, или бергения) носит имя немецкого ботаника XVIII века Карла Августа фон Бергена. Изящная Heuchera (гейхера) увековечила память немецкого врача и ботаника И. Гейхера (1677—1747).

    Одна из самых декоративных лиан, покрытая каскадом душистых цветочных кистей, Wisteria (глициния, или вистерия) названа в честь прославленного американского врача-анатома Каспара Вистера, жившего в 1761 — 1817 гг.

    Очень интересна история происхождения русского и латинского названий роскошного садового растения георгины. Латинское название Dahlia растению в 1791 году дал директор Мадридского ботанического сада Каваниллес в честь прославленного ученика Карла Линнея финского ботаника Андреаса Даля. Русское название растение получило несколькими годами позже в 1803 году в честь знаменитого петербургского ученого, ботаника, географа и этнографа И. Георги.

    Роскошное растение с ярко-оранжевыми, розовыми и огненно-красными цветками Gaza-nia (газания) прославило жившего в XV веке Теодора из Газы, талантливого переводчика с

    латинского трудов великих греков Аристотеля и Теофраста. Прекрасный однолетник, радующий нас пышным цветением, Lavatera (лавате-ра, или хатьма) объединил в себе имена сразу двух выдающихся ученых братьев Лаватер, которые жили в Цюрихе в XVIII веке и прославились как врачи и естествоиспытатели. Begonia (бегония) была названа именем француза Мишеля Бегона, жившего в самом начале XVIII века. Один из красивейших однолетников с великолепными, словно атласными цветами Godetia (годеция), назван в честь швейцарского ботаника Ц.Х. Годе, а прелестный цветок Clarkia (кларкия) — американского капитана В. Кларка (1770—1836). Очень своеобразное многолетнее растение Вrиnnеrа (брун-нера, или незабудочник) назван так в честь шведского ботаника С. Брунера. Необычный цветок Monarda (монарда, называемый также иногда индейской крапивой) был назван так в честь испанского врача и ботаника XVI века Николы Монардеса, впервые подробно описавшего полезные дикорастущие растения Северной Америки. Великолепный летник Lobelia (лобелия) получил свое название в честь прославленного лейб-медика английского короля Якова I Маттиаса Л'Обеля (1538—1616). Солнечно-желтая Gaillardia (гайлардия, или гайярдия) родом из Америки была названа именем французского мецената, покровителя ботаники и естествознания Гайя-ра де Бондаруа.

    Царство цветов безгранично и прекрасно: цветы дарят нам радость, очищают душу, а для многих служение цветам становится делом всей жизни. Цветоводы постоянно выводят новые сорта, своим трудом совершенствуя данную природой красоту и делая мир цветов полнее и многообразнее.

    Сад и огород
    Основной задачей было постепенно и обстоятельно ознакомить читателя с теми процессами, явлениями и работами, с которыми ему предстоит столкнуться на деле, собрать все лучшие теоретические и практические знания, методики, агротехнические приемы, существующие на сегодняшний день, детально проиллюстрировать даже самые незамысловатые этапы дачных работ, предложить новые идеи по благоустройству дачного участка.

    →  Наверх          

    2vg.ru © 2010